Вселенная Дюны

Вселенная Дюны (англ. Dune universe, англ. Duniverse) — фантастическая вселенная, придуманная писателем Фрэнком Гербертом и описанная им в серии книг «Хроники Дюны». Это мир далёкого будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и вычислительной техники. Как следствие этого, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В этом мире царит феодальный строй и монополия на межзвёздные перевозки Космической гильдии. Важнейшим веществом во Вселенной является «Пряность» (меланж, спайс), без которой невозможны дальние космические перелёты. Единственным источником Пряности является пустынная планета Арракис.

Описание

В течение одиннадцати тысяч лет, предшествовавших Джихаду слуг, человечество продвигалось с Земли в Глубокий космос. Ранние космические путешествия, будучи уже повсеместными, тем не менее оставались весьма нерегулярными, медленными и ненадежными, а использовавшиеся транспортные средства были весьма многообразны. Древние религиозные учения Земли сплетались, сливались, пытаясь приспособиться к требованиям эпохи новых завоеваний, принимая самые разнообразные и причудливые формы. Технологическое развитие человечества позволило создавать машины, думающих как люди, компьютеры и роботов, обладавших сознанием. Но со временем мыслящие машины стали использоваться для контроля меньшинства человечества над большинством, и в конечном итоге люди деградировали и оказались полностью под их подчинением.

Затем наступил Великий, или Батлерианский, джихад, религиозный крестовый поход против машин, когда в течение двух поколений хаоса божество машинной логики было ниспровержено. После победы людскими массами завладела новая догма: «Человек да не будет ничем подменён». На изготовление мыслящих машин был наложен строжайший запрет. Но для того, чтобы поддерживать цивилизацию, для их замены людям пришлось вновь заняться развитием уникальных сторон своего сознания. Для этого было создано несколько школ, которым суждено было изменить историю Вселенной.

Важнейшей из таких школ являлась Космическая гильдия, созданная через 108 лет после окончания Великого джихада. Она делала упор на изучение математики. Важнейшей функцией Гильдии — настолько важной для человечества, что её создание положило начало новой эры и соответствующего летосчисления — являлось осуществление сверхбыстрых космических перевозок. Гигантские космические корабли Гильдии — хайлайнеры — перевозили людей и грузы от планеты к планете, используя эффект Хольцмана для свёртывания космического пространства. Навигацию во время таких перелётов осуществляли гильд-навигаторы — существа, потреблявшие огромное количества специфического вещества Пряности и благодаря этому приобретавшие дар предвидения, позволявший им успешно проводить хайлайнеры через сложную систему гравитационных полей, которые лежали между начальной и конечной точкой межзвёздного маршрута. Гильдия обладала экономической монополией и потому имела огромное влияние на Вселенную.

Другой действующей школой был орден Бене Гессерит, в которой обучались в основном женщины и которая занималась тренировкой тела и разума своих адептов. Главным назначением Бене Гессерит является проведение долговременной программы селективной рождаемости. В достижении этого Бене Гессерит активно участвовала в политической жизни Известной Вселенной, являясь одним из важнейших политических игроков.

На смену компьютерам пришли специально обученные люди — ментаты; лучшие ментаты умели проводить в своём мозгу вычисления со скоростью, превышающей вычислительные способности компьютеров былых времён.

Установление регулярных межзвёздных перелётов способствовало формированию единой политической, экономической и культурной системы во всей Известной Вселенной. Возникла Галактическая падишах-империя, во главе которой находился монарх — падишах-император (тысячелетиями императорский престол занимали представители Дома Коррино). Большое влияние на политическую жизнь Империи оказывали Великие Дома — крупные феодальные рода, которые правили основными планетами Вселенной в соответствии со старинной феодальной системой управления фофрелах; представительным органом Великих Домов был Ландсраад.

Основой существования Империи и самым ценным веществом во всей Вселенной являлась Пряность. Помимо того, что Пряность была необходима для космических путешествий, она обладала гериатрическим эффектом, существенно продлевая жизнь людей при регулярном употреблении, а также расширяла сознание, давая человеку необычайные способности. Пряность добывали только в одном месте во всей Вселенной — на Арракисе, известной также как Дюна, пустынной и засушливой планете. Огромные пустыни Арракиса, в которых обитали гигантские песчаные черви, населяли дикие и непокорные племена фрименов — потомков странников-дзенсуннитов. За многие столетия фримены научились жить в разбросанных по пустыне скальных поселениях ситчах, собирая и сохранять величайшую ценность на этой планете — воду. Фримены поклонялись песчаному червю под именем Шаи-Хулуд. Они научились управлять гигантами пустыни и использовали их для езды на дальние дистанции. Лишь фримены знали о том, что именно песчаные черви являются источником Пряности.

Добычу Пряности контролировал Картель негоциантов — компанией, управлявшейся падишах-императором и Великими Домами Ландсраада при негласном участии Космической гильдии и Бене Гессерит.

В рамках работы по унификации религиозных учений Комиссия переводчиков-экуменистов провела масштабную работу по согласованию различных религиозных источников; результатом работы Комиссии стало создание Оранжевой католической библии, источником единого религиозного учения.

В течение тысяч лет баланс сил между падишах-императором, Ландсраадом, Космической гильдией и Бене Гессерит был основой богатства и политической стабильности во Вселенной.

Ко времени правления 81-го падишах-императора Шаддама IV Коррино равновесие политической системы было нарушено. Шаддам оказался вовлечён в вооружённый конфликт между двумя самыми влиятельными Великими Домами — Домом Атрейдес и Домом Харконнен, и в 10193 ПГ утратил монарший престол, который через три года занял герцог Дома Атрейдес Пол Атрейдес. Новый император подчинил себе остальные политические силы Империи, сделавшись единовластным правителем. Легионы верных ему солдат под командованием фрименов развязали против противников нового порядка джихад и да 12 лет подчинили ему всю Известную Вселенную.

Пришедший на смену Полу Атрейдесу его сын Лето II принёс Вселенной ещё большие изменения. Благодаря симбиозу с песчаным червём Лето достиг срока жизни в несколько тысячелетий, хотя вследствие этого и утратил человеческий облик. В результате многовекового деспотического правления под именем Бога-императора он подготовил человечеству к новому масштабному потрясению, получившему наименование Рассеяние.

Вселенная Дюны
Вселенная Дюны

За кулисами

Вселенная Дюны была создана Фрэнком Гербертом для серии повестей «Дюна», опубликованных по частям в 1963—1965 годах в журнале Analog. Расширенное до формата романа и переработанное произведение было предложено к изданию более чем 20 издательствам и было отклонено; наконец, в декабре 1965 года роман «Дюна» вышел отдельным изданием в издательстве Chilton Book. В 1966 году роман получил крупнейшие премии в области научной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла». В последующие два десятилетия Фрэнк Герберн написал пять романов-продолжений: «Мессия Дюны» (1969), «Дети Дюны» (1976), «Бог-император Дюны» (1981), «Еретики Дюны» (1984) и «Капитул Дюны» (1985).

В июне 1984 года в издательстве Berkley Books вышла «Энциклопедия Дюны» под редакцией друга Фрэнка Герберта профессора Уиллиса Макнелли, содержащая большое количество дополнительной информации о персонажах и прочих элементах Вселенной Дюны.

После смерти Фрэнка Герберта литературный цикл о Дюне продолжил его сын Брайан Герберт в соавторстве с писателем Кевином Андерсоном. С 1999 года соавторами написано пять литературных серий: «Прелюдия к Дюне» (1999—2001), «Легенды Дюны» (2002—2004), «Дюна 7» (2006—2007), «Герои Дюны» (с 2008), «Великие школы Дюны» (2012—2016), а также сборник «Путь к Дюне» (2005).

Экранизации Дюны

По Вселенной Дюны было снято три фильма, два из которых — по дебютному одноимённому роману.

В середине 1980-х за экранизацию «Дюны» взялся режиссёр Дэвид Линч, и в 1984 году свет увидел «фильм Дюна». Главную роль в фильме исполнил актёр Кайл Маклахлен. Также в фильме снимались Стинг, Хосе Феррер, Линда Хант, Шон Янг и другие. Сценарий, написанный при участии самого Фрэнка Герберта[1], был заметно сокращён по сравнению с книгой. Расширенная версия фильма (так называемая «версия Алана Смити») демонстрировалась на нескольких телеканалах и выпущена на DVD.

В 2000 году «Дюна» была экранизирована американской телекомпанией «Sci-Fi» в виде «одноимённого минисериала» (режиссёр Джон Харрисон). Сценарий сериала, написанный при участии Брайана Герберта, был ближе к книге, чем у фильма Линча, однако постановка была малобюджетной, со слабыми спецэффектами и малоизвестными актёрами. Продолжением версии «Sci-Fi» стал более успешный и дорогой минисериал «Дети Дюны» (режиссёр Грег Яйтанс) по книгам «Мессия Дюны» и «Дети Дюны»[1].

В феврале-марте 2019 года запланированы съёмки третьей экранизации первой половины романа «Дюна» Фрэнка Герберта. Режиссёр Дени Вильнёв планирует снять два двухчасовых фильма. Производство фильмов будет идти в течение двух лет, а премьеры запланированы на 2020 и 2021 годы, соответственно[2][3][4].

Нереализованные экранизации

Первую попытку экранизации романа «Дюна» предпринял Алехандро Ходоровски. На роль падишаха-императора Шаддама IV был приглашён художник Сальвадор Дали, музыкальное сопровождение заказали группе Pink Floyd, а декорации — известному художнику Руди Гигеру. Сценарий «Дюны» Ходоровского был довольно сильно далёк от оригинала (например герцога Лето должны были ритуально кастрировать, а Алия должна была быть дочерью Пола и его собственной матери). Потратив много средств, но так ничего и не сняв, Ходоровски лишился финансирования в 1975 году. Позднее Руди Гигер использовал свои заготовки, сделанные для «Дюны» в кинофильме «Чужой», а стул, созданный изначально для обстановки дома Харконненов, теперь известен всему миру как «стул Гигера»[1].

Проект студии Paramount Pictures новой экранизации «Дюны» в виде крупнобюджетного блокбастера не пошёл дальше разработки сценария. Режиссёром предполагался Пьер Морель, продюсером — Кевин Мизер, сценаристом — Чейз Палмер. Студия обещала участие в создании фильма Герберта и Андерсона. Тем не менее в марте 2011 проект был закрыт.

Видеоигры по Дюне

В 1992 году компанией Cryo Interactive была выпущена в свет видеоигра Dune от разработчиков. Эта игра представляет собой квест с элементами стратегии в реальном времени.

В 1992 году увидела свет игра Dune II: The Building of a Dynasty (другая её версия называлась Battle For Arrakis). Она явилась пионером жанра стратегий в реальном времени. Благодаря Dune II жанр стратегий в реальном времени быстро завоевал позиции в мире PC-игр. Игра Warcraft, вышедшая позже, выглядела ремейком, и только Warcraft II в 1995 году побила популярность Dune II за счет отличного мультиплеера. Разработчиками Dune II выступали Westwood Studios. В сюжет игры также были поставлены события первой книги, но с рядом изменений, в частности, была введена третья сторона — Дом Ордос.

В 1998 году Westwood выпустила игру Dune 2000: Long Live the Fighters! Она представляла собой ремейк Dune II с незначительными изменениями.

В 2001 году вышли сразу две игры по Дюне. Одна, (Frank Herbert’s Dune от Cryo Interactive) — шутер от третьего лица, созданный напрямую по событиям первой книги Фрэнка Герберта, а вторая (Emperor: Battle for Dune от Westwood Studios) представляла собой 3D-продолжение Dune II и Dune 2000.

В 2001 году Группа Soft Brigade начала разработку игры Dune: Ornithopter Assault для платформы Game Boy Advance. Летом 2002 года проект был приостановлен на стадии, когда игра была в целом закончена, в силу закончившихся банкротством финансовых трудностей Cryo Interactive и передачи материалов Nintendo. Весной 2015 года ROM игры был обнародован сайтом Unseen64.

Проект Dune Generations, который разрабатывала компания Cryo Interactive, представлял собой игру в жанре онлайн-стратегия в реальном времени. Cryo Interactive закрылась, не успев выпустить игру.

Текстовая онлайн-игра DuneMUSH (Multi-User Shared Hallucination) стартовала в декабре 1992 года и продолжалась до августа 1994 года. Другая MUSH, Dune III, была позднее создана в MUSHPark и действовала до 2011 года. Её хронология охватывала 100 лет перед событиями романа «Дюна».

Примерно с 1992 года функционировала текстовая игра Dune MUD, основанная на игровой механике hack and slash.

Вселенная Дюны — влияние на музыку

Многие группы создавали произведения по мотивам «Дюны»:

Рок-музыка:

  • Iron Maiden написали песню To Tame a Land в 1983 году, пересказывающую историю Муад-диба. Группа приглашала самого писателя записать вступление к песне, но тот категорически отказался от сотрудничества из-за нелюбви к музыке хеви-метал.
  • Blind Guardian написали песню Traveller in Time в 1991 году, посвященную пророческим видениям Пола Атрейдеса.
  • Mechanical Poet выпустили концептуальный альбом «Eidoline: The Arrakeen Code» по мотивам вселенной «Дюны».[5]
  • Арьен Антони Лукассен написал песню Sandrider для альбома Star One — Space Metal (2002).
  • Shai Hulud — хардкор группа названа по имени, данного фрименами гигантскому Песчаному Червю планеты Арракис из книги Фрэнка Герберта «Дюна».[1]
  • Savage Circus написали песню Legend of Leto II в 2009 году, повествующую от лица самого Лето II, как Бога-Императора, о размышлениях над своей жизнью и своим предназначением.

Электронная музыка:

  • Клаус Шульце записал 30-минутную сюиту Dune (1979) и композицию «Melange» (1977).
  • Музыкант Брайан Ино участвовал в создании саундтрека к экранизации режиссёра Дэвида Линча.
  • Everdune — финский синтипоп-проект, полностью посвящённый «Дюне»[6].
  • На альбоме трансеров Astral Projection — Dancing Galaxy — есть отсылки к Дюне и семплы из фильма Линча: «The spice extends life. The spice expands consciousness. The spice is vital to space travel».
  • Композиция «Intron.Ix» из альбома Spectrum электронного музыканта Jega содержит семплы речи из обращения навигатора 3-й степени к Шаддаму IV: «We have just folded space from Ix <…> Many machines on Ix <…> Better than those on Richese <…> You are transparent, I see many things <…> I did not say this. I am not here».
  • В тексте композиции «Weapon of Choice» музыканта Fatboy Slim есть следующие слова: Walk without rhythm, and it won’t attract the worm (имеется в виду правило передвижения по пустыне: путники не должны идти в одном ритме, чтобы не привлекать песчаных червей)
  • Dune — немецкий музыкальный коллектив, исполняющий композиции в стилях Happy hardcore, рейв, техно. На название группы, а также на тексты песен, напрямую повлиял мир Dune.
  • В альбом «Driving Insane» нидерландской драм-энд-бэйс группы Black Sun Empire вошёл трек «Arrakis»
  • В песне «It’s Your Future» (2012 г.) группы DiscoBonus содержится строка: You know, the spice must flow — it’s your future.

Саундтреки к фильмам и играм:

  • Один из самых известных саундтреков был написан Фрэнком Клепаки, Дэвидом Аркенстоуном и Джаредом Мендельсоном к игре Emperor: Battle for Dune.

Прочие произведения

Серия о Дюне, в особенности первый роман, а также последующие экранизации и игры, оказали большое влияние на мировую фантастику. Многие мотивы книги стали расхожими, вызвали развитие или даже антитезы в работах других авторов.

  • Роберт Джордан — «Колесо Времени». Фэнтезийная серия американского писателя, по его собственному признанию, создавалась под влиянием, в том числе, книг Герберта о Дюне. Отсылкой к «Дюне», в частности, являются айил — пустынный народ, похожий по традициям и поведению на фрименов. Другим общим мотивом является женский мистический орден Айз Седай, играющий ту же роль, что и Бене Гессерит.
  • «Звёздные войны», популярная киноэпопея, вышедшая на экраны почти одновременно с экранизацией Дюны. Общими местами в двух циклах являются, например, планеты Татуин и Арракис и образ жизни на них, тираническая империя и её штурмовики особого происхождения, рождение близнецов и смерть их матери при родах. Посмотрев «Звёздные войны», Герберт иронически заметил: «За это Лукас должен мне хотя бы обед»[1]. Джордж Лукас признал, что является поклонником «Дюны» и заимствовал оттуда типажи транспортных средств. Кроме того, в расширенной вселенной «Звёздных войн» фигурирует вещество «спайс», свойства которого сильно отличаются от спайса в «Дюне», но оно тоже изменяет сознание и вызывает зависимость. В компьютерной игре Star Wars Jedi Knights: Jedi Academy, в одной из миссий также есть черви-гиганты на пустынной планете.
  • Warhammer 40000, вселенная настольных и компьютерных игр, имеет множество сходств с «Дюной». К ним относятся, в частности, частично совпадающий способ космического путешествия (с помощью варпа и навигаторов-псайкеров), а также империя, возглавляемая Богом-Императором. Космодесантники и Сёстры Битвы так же имеют прототипы в Дюне — это соответственно Сардукары и Рыбословши.
  • Роберт Сальваторе — трилогия «Тёмный Эльф» и ряд последующих романов о вселенной Forgotten Realms использует архетипы, вдохновленные циклом Герберта. Отмечают сходство между жрицами Ллот и Бене Гессерит, а также структурой и взаимоотношениями Великих Домов Империи и Мензоберранзана.

Примечания и сноски

  1. ↑ Перейти к:1,0 1,1 1,2 1,3 Дмитрий Воронов, Александр Натаров. «Дюна» Фрэнка Герберта: Экранизации. «Мир фантастики»
  2.  https://www.bleedingcool.com/2018/08/14/gale-force-nine-nabs-table-top-rights-for-dune/
  3.  https://www.kinopoisk.ru/film/dyuna-409424/
  4.  https://www.kinopoisk.ru/news/3139557/
  5.  The Search Engine that Does at InfoWeb.net
  6.  Мир фантастики. Рецензия на альбом Everdune «Legend of the Aces»

Внешние ссылки